ДИСЦИПЛИНА
Понятие дисциплины неразрывно связано с таким понятием, как любовь близких, так как:
• Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.
• Имея свой жизненный опыт, родители формируют у своих детей представления о том, что такое “хорошо”, что такое “плохо”.
• Пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.
• Только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребёнка доброе и заботливое отношение к людям.
При воспитании сознательной дисциплины родители должны правильно попросить сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил эту просьбу.
При этом:
• обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон;
• старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы;
• обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения;
• не просите ребёнка выполнить то, что ему не по силам, сначала научите;
• не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу.
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.
Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и легкий поощрительный кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок… Важно “вызвать” чувство удовлетворения, чтобы всё, сто связано с исполнением норм и правил поведения, сопровождалось положительными переживаниями.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка. Смысл наказания должен заключаться в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением. Аналогично поощрениям, существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. “Не ожидала от тебя”, – говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.
Пожалуйста, помните следующее:
• Вы можете ошибаться.
• Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
• Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Необходимо отметить, что дети сами очень страдают от своей недисциплинированности и от плохо организованного уклада жизни в семье. Уклад, режим, принятый в доме, и есть тот внешний порядок, с помощью которого элементарно образуются определённые рамки поведения.
Режим семьи представляет собой определённую систему средств и методов, помогающих воспитывать ребёнка.
Конечно, это не панацея от всех бед, но неплохой помощник.
Именно при соблюдении режима в значительной мере происходит накопление правильного дисциплинарного опыта и приходит умение властвовать собой, которое мы называем самодисциплиной, и без которого человека невозможно считать подлинно дисциплинированным.