ТРЕНИНИГИ

Бараева Р.В.

О проекте «Здоровье педагога – приоритетная образовательная ценность» (работа психолога с педагогическим коллективом)

«Притягивающее» позитивное образовательное поле может создать вокруг себя только педагог, мыслящий мировоззренческими принципами гуманно-личностной педагогики, эмоционально достаточно стабильный, личностно зрелый, обладающий коммуникативным мастерством.

Профессиональные нагрузки педагога достаточно велики. Имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, нагрузки на зрительный, слуховой и голосовой аппарат и т.д. Речь идет о психологических и организационных трудностях: быть все время «в форме, в определенном тонусе», невозможность выбора учащихся и коллег, отсутствие возможности для эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня.

В коммуникативном мастерстве проявляются многие навыки. Прежде всего, навыки эмоционально-психологического саморегулирования (управление своей психофизической органикой), в результате чего достигается адекватное эмоционально-психологическое состояние в профессиональной коммуникативно-исполнительской деятельности. Эмоционально-психологическая саморегуляция проявляется в умении активно реагировать на изменения обстановки общения, перестраивать общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров.

Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой педагога напрямую зависят от содержания и результативности общения! Если множественные коммуникации педагога неэффективны, это снижает его профессиональную мотивацию, качество педагогической деятельности, истощает ресурсные возможности на психическом и физическом уровне. Глубокое и эмоциональное осознание этих проблем, ощущение постоянного давления «груза неуспешности» могут спровоцировать профессиональный синдром сгорания. (Наиболее ярко синдром проявляется как раз в тех случаях, когда профессиональное общение отягощено эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, что характерно как раз для педагогической деятельности). Состояние постоянной личностной депривации, профессиональная неудовлетворенность не позволят педагогу творчески работать, адекватно и целостно осознавать себя в качестве профессионала, использовать поддержку и положительный потенциал коллектива, качественно выстраивать отношения с детьми, влияет на личностное становление.

В настоящее время отмечается рост показателей общей невротизации педагогов, что, естественно, подразумевает необходимость именно профилактических мероприятий с целью позитивных изменений соматического и психического здоровья.

Личное общение с педагогами Центра «Романтик» также подтверждает актуальность работы психолога с коллективом по профилактике синдрома профессионального выгорания. В связи со всем вышеизложенным был и задуман этот проект, спланирована работа по его реализации.

Данный проект помогает решить следующие задачи:

  • сформировать у членов педагогического коллектива учреждения личностную потребность в здоровом образе жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью;
  • дать необходимые в этой области знания, умения и навыки;
  • научить педагогов применять знания ЗОЖ в профессиональной деятельности и личной повседневной жизни;
  • повысить культуру самосохранения здоровья на личностном уровне.

Под термином «здоровьесберегающие образовательные технологии» в целом понимается совокупность форм, методов и приёмов организации образовательной деятельности без ущерба для физического, психического и духовно-нравственного здоровья всех участников образовательного процесса.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий, применяемых в данной работе, - обеспечение возможности сохранения здоровья педагогов в профессиональной деятельности, повышение общей культуры психического и физического здоровья, создание в учреждении единого здоровьесберегающего пространства, общая оптимизация образовательного процесса.

Пилотный проект «Здоровье педагога – приоритетная образовательная ценность» реализуется в течение одного учебного года.

Этапы предварительной организации работы: обсуждение проекта с руководителем учреждения, методистами, создание (накопление) психологом рабочего материала проекта, представление готовых материалов на методическом совете, включение данной работы в план работы учреждения. Организационный этап, возможно, один из самых сложных. Психологу необходимо убедить администрацию учреждения в важности проведения с коллективом именно тренинговой работы, как самой эффективной и взаимно обогащающей. И в целесообразности обязательного систематичного консультирования всех педагогов. Что касается просветительской работы психолога (в виде стендовой информации, участия в РМО, метосоветах и различных семинарах) - администрацией это всегда приветствуется и всячески поощряется.

Участники проекта – коллектив педагогов уровня руководящего состава: директор, заместители директора, заведующие отделами, отделениями и секторами. Всего в проекте одномоментно участвует от 18 до 25 человек Гендерные пропорции не соблюдены: педагоги – преимущественно женщины; возраст педагогов данной группы – 35-50 лет; стаж педагогической работы у большинства более 8-10 лет. В дальнейшем предполагается подобная работа в нескольких малых группах со всем педагогическим коллективом Центра.

Работа ведется психологом параллельно в нескольких направлениях: просвещение, обучающие тренинги и психологическое консультирование.

Просветительская деятельность заключается в размещении информации на сайте учреждения «Кабинет психолога», на стенде «Уголок психолога» (раздел «Педагогам»), информационных стендах структурных подразделений Центра. Примерная тематика памяток, буклетов, листовок и информационных сообщений – «Работа с голосом», «Профилактика стресса», «Как переключиться на позитивную волну», «Снять усталость…рукой», «Синдром профессионального сгорания» и другие. Подобная информация доводится до педагогов и через сообщения психолога: выступления на заседаниях РМО, методических и педагогических советах, совещаниях и семинарах, учебных занятиях для педагогов (темы самосохранения здоровья педагога, необходимость обучения приемам релаксации, саморегуляции, восстановления жизненного энергетического потенциала). Также есть ряд публикаций в специализированнных изданиях различного уровня (о коммуникативных нагрузках педагога-практика, необходимости включения в процесс обучения будущих педагогов занятий по наработке профессиональной коммуникативной компетенции).

Профилактическую практическую часть проекта можно по форме разделить на групповую (тренинги) и индивидуальную (консультации).

Тренинговый цикл заключается в проведении четырех тренинговых занятий (1,5-2,5 часа). Тематика занятий «Синдром сгорания», «Его величество Конфликт», «Руководитель и коллектив», «Педагог глазами ребенка».

Структура тренинговых занятий:

  1. просмотр презентации по теме;
  2. обсуждение в малых группах;
  3.  конструктивная работа с проблемой;
  4. тестирование (по заданной проблеме);
  5. обучение приемам саморегуляции,самовосстановления, релаксации;
  6. игры на взаимодействие и переключение, ролевые;
  7. психотерапевтические задания и упражнения (телесно-ориентированные, психогимнастика, арттерапия);
  8.  рефлексия.

Психологом используются приемы и техники арттерапии, активного слушания, телесноориентированной психотерапии, психодрамы, НЛП (право на применение подтверждены сертификатами).

Мастерство коммуникации, коммуникативная культура личности не возникают на пустом месте, они формируются. Основу их формирования составляет опыт человеческого общения. В практике подготовки личности к общению наиболее эффективным является коммуникативный метод, суть которого - обучение общению через общение. В рамках 4 тренингов проекта происходит общение вне формата профессиональной деятельности. Общение через игру, совместную арттерапевтическую работу, психодраматические моменты, движение, телесные контакты позволяет педагогу «открывать» самого себя и коллег в новом ракурсе, чувствовать некоторые новые возможности, найти в себе и коллективе новые ресурсы для дальнейшей работы, отношений. При организации этого этапа работы психологу необходимо организовать в рамках тренинговой группы комфортное взаимодействие всех членов коллектива, находящихся в неоднозначных личностных отношениях, отношениях начальник-подчиненный. Для такой работы психолог должен иметь добротный опыт работы с группой, определенный профессиональный «кураж».

Консультативная работа – это проведение каждый месяц обязательных профилактических консультативных сессий с каждым участником тренингового цикла. Предварительная запись на консультацию позволяет рационально использовать рабочее время. Длительность консультаций от 30 минут до 1,5 часов. Возможно обсуждение и проработка любой проблемы и темы: личностные, семейные, вопросы воспитания, профессиональные трудности, отношения в коллективе, методические запросы, о рекомендации специальной литературы и практических методик, обучение приемам релаксации и саморегуляции, коммуникативным тактикам. Материалы консультаций могут быть использованы психологом для коррекции содержательной части тренингового цикла, темой для устной или стендовой информации для педагогического коллектива.

Ожидаемые потенциальные результаты от реализации данного проекта: повышение индивидуальной «жизнестойкости» каждого участника, осознание своей личностной значимости, существующих особенностей и реальных возможностей своего организма, повышение мотивации к самопознанию, научение приемам сохранения жизненной энергии, активизация профессионального и человеческого потенциала, частичное или полное разрешение существующих конфликтов (межличностных и в коллективе), улучшение психологического климата в учреждении, прояснение или решение индивидуальных психологических проблем, наработка коммуникативной профессиональной компетенции, применение здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности, обучение новым навыкам и знаниям воспитанников, родителей.

Результативность психологической работы в данном случае достаточно непросто «измерить». Приемлемые приемы, методы, формы, которые для этого были выбраны: наблюдение, анализ групповой динамики и индивидуальное тестирование в рамках тренинговых занятий, обратная связь от участников проекта, отслеживание опосредованных изменений через профессиональную деятельность педагогов (анализ педагогических достижений), рефлексия личностных изменений в жизни педагогов через консультативное взаимодействие, опрос по завершению проекта, коллективное обсуждение итогов реализации проекта и совместное перспективное планирование дальнейшей работы психолога с педагогами.

Инновация проекта заключается в комплексной, многовариантной по содержанию и форме профилактической деятельности психолога по укреплению соматических и психических составляющих здоровья педагогов. В работе используются апробированные методики, техники, оптимальные практические решения; их мягкая компиляция позволяет комфортно и эффективно взаимодействовать с коллективом, эффективно структурировать групповую и индивидуальную психотерапевтическую деятельность.

Практичность и эффективность данного проекта в том, что задействованы все уровни взаимодействия психолога и педагогов: групповой и личностный. При этом использован индивидуальный подход, соблюдена личностная экология, реализуется разнообразие форм обучения, полученные теоретические знания применяются на практике в групповой и индивидуальной работе, каждому участнику предоставляется возможность прояснить, уточнить и скорректировать свою позицию в любом заявленном вопросе, разрешить свои психологические проблемы, пополнить свой профессиональный арсенал знаний, навыков, приемов.

Проект достаточно технологичен, так как психологи, педагоги, педагоги-организаторы и социальные педагоги системы (дополнительного, дошкольного, школьного, среднего специального) образования могут воспользоваться предоставляемыми материалами в полном объеме или модульно, взять за основу идею такой разноплановой работы с педагогическим коллективом, добавив свои наработки. Например, заместитель директора в своей работе с педагогами может использовать тематические презентации в качестве иллюстративного материала. Разработки тренингов с некоторыми изменениями могут быть реализованы в работе (с подростками, студентами, родителями) не только психологами, но и педагогами, классными руководителями, социальными педагогами. Информационно-методический материал проекта может быть использован в различных образовательных учреждениях (школа, ДОУ, УДОД, колледж) для просвещения и обучения.

В современной программе модернизации образования приоритетными являются задачи оздоровления и культивирование у детей здорового образа жизни (причин для этого, к сожалению, предостаточно). Психологи также должны активизировать работу с детьми по научению ЗОЖ. Параллельно аналогичную работу необходимо проводить и с педагогами. Сохранение здоровья непосредственно самого педагога – есть залог выполнения поставленных перед образованием задач по воспитанию и обучению детей, сохранению физического, психического и социального благополучия каждого ребенка.

Бараева Рита Владимировна - педагог-психолог высшей категории

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования «Романтик» (МОУДОД Центр ТРиГО «Романтик») г.Щелково Московской области 141100,Московская область, Щелковский район, г. Щелково, Пролетарский пр-т, д. 6. Телефон 562-99-09.

Адрес проживания: Московская область, Щелковский район, п. Монино, ул. Комсомольская, д.12, кв.46 Телефон: 8(496) 259-44-21

Используются технологии uCoz