РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Раннее развитие детей: проблемы, поиски

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма, а также наиболее сензитивным периодом психического развития. Именно в дошкольном детстве развиваются интеллектуальные и двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его дальнейшего нормального физического и психического развития.

В настоящее время особую актуальность и социальную значимость приобрела проблема состояния психического здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Нервно-психические и соматические заболевания, различные функциональные расстройства ведут к нарушениям моторного развития детей и замедлению темпа их психического развития.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН (2001) в последние 10 лет наблюдается неблагоприятная тенденция в изменении показателей здоровья подрастающего поколения: за этот период количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза.

В этом контексте становится ясно, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную задачу, для решения которой необходимы совместные усилия врачей, педагогов и родителей.

Одной из достаточно значимых причин обозначенной проблемы можно считать амбициозный родительский запрос в подготовке, обучении и развитии детей дошкольного возраста. Родители требуют от ребенка совершенства во многом и всём, что касается его обучения вне семьи. Ребенку запрещается быть неуспешным! И дети все чаще боятся проявлять самостоятельность, активность, экспериментировать, совершать пробы и ошибки, опасаясь негативной оценки значимого взрослого. А также больше уставать от внутреннего напряжения, неосознанно сопротивляться, «беспричинно» капризничать. Такие воспитательские установки ограничивают любые проявления самостоятельности ребенка, а родители при этом жалуются, что ребенок из хорошего и послушного стал упрямым и дерзким. Ребенок просто борется за себя, при этом старательно совмещая в компромиссную позицию любовь к родителям и собственное насущное внутреннее желание возрастного периода развития.

Многолетняя работа в качестве педагога-психолога в детском дошкольном объединении позволяет вести наблюдение за особенностями развития детей при активном влиянии родительских стереотипов воспитания. Данные наблюдений показывают, что учебная мотивация ребенка-дошкольника зачастую навязана, «привита» родителями и выстраивается на базе несформированной личности ребенка, не являясь его личностным новообразованием.

Таким образом, формируются детские страхи, закрепляется внутренняя неуверенность, прививаются нежелательные для развития личности поведенческие паттерны, приобретенный негатив влияет на уровень самооценки ребенка. В дальнейшем это приводит к негативным последствиям в сфере эмоционального развития, поведенческом плане, при выстраивании коммуникаций, в обучении. – Это подтверждается при получении обратной связи от воспитанников и их родителей после выпуска из объединения, поступления в 1 класс и дальнейшего школьного обучения.

Родители, пытаясь соответствовать множественным требованиям времени, социума (и системы образования в том числе!) пытаются в таком еще совершенно «нежном» возрасте взвалить на плечи ребенка непосильную ношу ответственности за накопление им различных знаний и информации. «Про запас и чтобы соответствовать». Чтобы было чем оперировать потом - в школе, во взрослой жизни, в будущей предполагаемой карьере.

Это пресловутое раннее развитие ребенка становится все более модной и востребованной тенденцией в воспитательном процессе внутри и вне семьи. Вполне современно и понятно родительское стремление максимально «развить» ребенка, но при этом стоит учитывать и многие обоснованные аргументы против такого интенсивного движения.

В дошкольном возрасте ребенок не всегда готов к осознанному предъявлению своего высокого уровня притязаний в каком-либо виде деятельности, особенно в деятельности учебной. Просто исходя из своих ограниченных детских возможностей и вполне определенных честных, чисто детских, желаний, совершенно далеких от учебы и благих намерений взрослых! Мотивы к собственно обучению у дошкольников 5-6 лет не полностью сформированы, ведущая деятельность - игра – более актуальна для ребенка этого возраста. Ребенок еще не дорос до своих собственных наработанных мотивов, направляющих его в сторону целеустремленного и планомерного обучения!

Ради сохранения любви родителей ребенок готов на многие жертвы. Он априори готов учиться всему, что предлагают родители. Родители же зачастую начинают загружать малыша ещё до школы, превращают его в ученика раньше срока, теряют чувство меры в стремлении дать ребёнку полноценное и разностороннее образование, не учитывая его реальные возможности, недопонимая значения примера, подражательности в воспитании, необходимости обязательной охраны нервной системы ребенка.

Для детей-дошкольников рекомендованы разумные, дозированные занятия для всестороннего развития – и не более того! В этом возрасте достаточно насыщенного общения с близким окружением плюс занятия в ДОУ, МОУДОД - это и есть норма, посильная ребенку. Но если еще и компьютер, танцы, иностранный язык, спортивные занятия, рисунок, борьба? Учитывая снижение качества здоровья молодого поколения и далеко не единичные случаи отклонения от нормы развития, такие требования к детям и такие нагрузки просто неправомерны!

Данный подход в воспитании со стороны родителей вызывает зачастую отсутствие у ребенка стремления к учению, стойкое негативное отношение к школе вообще.

И в школу, к сожалению, приходит все больше усталых первоклашек-«знаек» со страстным желанием в душе просто поиграть и побегать. А также со многими «ответственностями» - помимо школы - посещать кружки, секции, студии, Центры развития... Что не по силам ребенку просто физически! Далее - еще большее физическое ослабление, частые соматические проявления усталости, формирование спектра нежелательных особенностей характера.

Или другой вариант - «переподготовленный» ученик 1 класса с хорошо привитым мотивом «учиться лучше всех». За такого «спокоен» учитель, учитель не держит его в поле зрения, нежели тех учеников, которых «еще надо научить». Так как знания ребенка не востребованы должным образом, интерес к учебе у него быстро снижается (особенно у мальчиков: как лидеры по природе они не получают устойчивых подтверждений своих достижений). О высокой учебной мотивации в дальнейшем, увы, не может быть и речи. Если говорить о готовности к школе, то готовность - это не наличие у ребенка груза многих знаний. Гораздо важнее, чтобы у будущего ученика было простое любопытство (желание самому открывать новое), искреннее желание (положительные эмоции и просто эмоциональная устойчивость), умение учиться (развитые познавательные способности) и прекрасное физическое здоровье (возможность сосредоточиться на учебе).

Развитие человека напрямую связано с полученными в раннем детстве впечатлениями. Впечатления - это эмоциональное отражение реального мира. Пусть ребенок будет счастлив от свободы желаемых действий, самостоятельных открытий мира, позитивных эмоций от взаимоотношений, полноты своей детской жизни! У современных детей нет времени для собственных интересов, для общения со сверстниками, им зачастую не хватает времени, чтобы поиграть. Не стоит настолько злоупотреблять детским доверием!

Мудрым родителям, возможно, стоит думать больше о настоящем состоянии и качестве жизни ребенка, согласно его возрастным возможностям и потребностям, нежели об его «интеллектуальном багаже» на очень далекую перспективу. Акцент, возможно, стоит все же делать на интересах ребенка, а не на своих родительских амбициях. Тем более что дети не все равны в своих способностях, - все они скорее равны в своих возможностях! И эти посильные возможности можем предоставить им только мы, взрослые.

Семье необходимо оказывать педагогическую помощь! Родители зачастую не знают особенностей развития ребенка, и пытаются во всем обвинить именно его. Для изменения существующего положения с родителями должна проводиться грамотная работа в направлении получения ими знаний о детских возрастных особенностях, психических и физических возможностях детей, психофизиологических процессах, эффективных приемах и желательных направлениях детского развития, индивидуальных характеристиках ребенка, его перспективных данных, приемах и технологиях здоровьесбережения детей, законах формирования психических новообразований, воспитательных аспектах. Следует убедить родителей в важности правильного воспитания ребенка с первых дней его жизни!

Возможно, лозунгом деятельности педагогов и психологов, работающих с детьми дошкольного возраста, скоро станет «Сохраним детей через обучение и просвещение родителей!»

Используются технологии uCoz